Академия Графоманства 1: Что такое фанфикшен?


Автор: Chiara
Адрес оригинала:http://www.hogwartsnet.ru/forum/index.php?showtopic=174&st=0&#entry74729
Взято с форума: http://www.hogwartsnet.ru/forum/index.php
Администратор: Anastasya


1. FANFICTION: ЛИТЕРАТУРА ОДЕРЖИМОСТИ?




Вы слышали последние сплетни о новой книге Джоан Роулинг? Джинни Уизли и Гермиона Грэйнджер беременны! Том Реддл вернулся, чтобы сместить свое позднее воплощение, лорда Вольдеморта. Альбус Дамблдор женится на Минерве МакГонагалл – мы всегда знали, что из них выйдет отличная пара!
Между тем Люциус Малфой перешел на сторону Дамблдора и Поттера, чтобы сражаться против Вольдеморта, и я уже не говорю о его романе с Северусом Снейпом, который не так давно пережил трагический разрыв с любовью всей своей жизни – Сириусом Блэком…
К сожалению, вряд ли мы увидим страстный поцелуй Малфоя и Снейпа на большом экране. На самом деле, Уорнер Бразерс никогда не снимали, а Джоан Роулинг никогда не писала ничего подобного. Но это еще не значит, что вы не сможете прочитать это. Все, что подсказывает вам воображение, вы можете найти в архивах фанфика по мотивам "Гарри Поттера", уже сейчас насчитывающих тысячи историй. А если вы так и не нашли искомое – смело открывайте текстовый редактор и пишите свою историю. Когда-нибудь и она сможет украсить собой всемирную Сеть.
Фанфик – феномен, порожденный любовью к произведению, помноженной на чувство острой неудовлетворенности. Нам мало настоящих книг – мы читаем творчество фанов. Нас раздражает несправедливость в сюжете – мы исправляем ее, создавая свою историю. Фанфик доступен и демократичен – не нужно обладать высшим филологическим образованием, досконально владеть искусством слова или хотя бы знать свой родной язык на "пять", чтобы написать фик. На многочисленных форумах оседают откровенно безграмотные тексты; и их тоже читают. Фанфикеры – это те же вольные художники, только служат они вполне определенной музе.
Фанфикшен, как литература "одержимости", расцветает в 60х, и толчком к ее появлению служит показ "Стар Трека". Треккеры стали первой мощной группой авторов, которые прочно осели в Сети. Хотя сам феномен фанфика несколько старше, и вряд ли мы проследим за его появлением с большой долей точности.
В тридцатые годы XX века в Англии возникает едва ли не первое в истории подлинное сообщество фанфикеров — “Литературное общество Шерлока Холмса”, созданное для того, чтобы продолжать и развивать дело сэра Артура Конан Дойла. Члены общества, в основном дамы, самостоятельно писали детективы о великом сыщике и его недалеком помощнике, издавая их в журнале общества. В 1967 году выходит в свет первый журнал любителей “Звездного пути” — “Споканалия”. Сагу как раз начали показывать в качестве сериала на канале NBC. Журнал помимо статей, сплетен и пересказа телеэпизодов печатал робкие опыты, ставшие классикой одного из самых богатых ответвлений современного фэнфика. В 1974 году другой журнал любителей “Звездного пути”, “Grup”, впервые в истории публикует фанфик-рассказ в поджанре “слэш” — гомоэротическую прозу о не существующих в сериале интимных отношениях двух главных героев. Идея настолько скандальна, что автор рассказа пользуется крайне завуалированным языком и не называет персонажей по именам (хотя всем ясно, что имеются в виду Керк и Спок).
Часто "фанфикоманию" приписывают фанатикам, которые не способны отличать реальный мир от своих иллюзий, и пытаются материализовать эти иллюзии путем изощренного графоманства. С этим мнением можно (и нужно) поспорить. Прежде всего, люди, действительно погрязшие в своих фантазиях, в написании фиков не нуждаются. Их внутренний мир замкнут и самодостаточен. И даже если какой-нибудь безнадежный мечтатель и возьмется за перо, на пороге новосозданного фика с грозным видом встанут господа Сюжет и Стиль. Одержимости мало, чтобы написать фик – во всяком случае, такой фик, который будет читаться.
Были времена, когда фики создавались и распространялись в специальных печатных фэнзинах. Фэнзины живы и по сей день, но желтую бумагу и оттиски печатной машинки заменил Интернет. И вот тогда у фанфикеров – и просто фанов – возникли первые отчетливые проблемы с законом.
Что обычно размещается на фансайтах, которые публикуют фанфики? Да чего там только нет! Тексты книг, транскрипты фильмов, кадры, фотографии, аудио и видеофрагменты… Студиям и авторам это не всегда по душе. Студия Fox не так давно делала рассылку по фандому "Баффи" с требованием об удалении транскриптов к эпизодам. У "Миллениум"-фанов потребовали избавиться от клипов и логотипов. Lucasfilm и Paramount аналогичным образом отнеслись к фансайтам, посвященным "Звездным Войнам" и "Звездному Пути". И, я думаю, не стоит рассказывать всем здесь присутствующим о памятной "охоте на переводы", организованной издательством "Росмэн" в прошлом году.
Фанфикам, однако же, все это время сказочно везло. В 1997 году Rebecca Tushnet в журнале Loyola of Los Angeles Entertainment Law Journal обосновала использование оригинального сюжета и персонажей в фанфиках как "надлежащее" – то есть некоммерческое и не вводящее читателя в заблуждение относительно автора общей концепции фика. Но не всем видам фанфиков был дан "зеленый свет". Это касается такого зыбкого определения АП, как использование оригинального произвдения в такой адаптации, которая вредит репутации произведения и его автора. Догадываетесь, о какой адаптации может идти речь? Именно. Порно и слэш.
Lucasfilm в категорической форме запретил весь слэш по сериалу "Звездные Войны", одновременно с гетными рейтинговыми фиками, поставив верхней границей обычный PG. Трудно представить себе произведение, репутация которого подрывалась бы слэш-фиками больше, чем изначально детская книга о Гарри Поттере. Но, пока адвокаты миссис Роулинг хранят молчание, - можно. Известны также случаи, когда кинокомпании разрешали размещение фиков – с небольшой пометкой о том, что ВСЕ копирайты на данное произведение принадлежат им. Включая авторский сюжет и концепцию.
Фандом "Гарри Поттера" пока представляет собой клондайк непуганых графоманов, к которым отношусь и я сама. И это хорошо. Давайте и дальше жить по принципу "пока гром не грянет". Вот и вся обзорная лекция по феномену фанфикшена. Можно было бы, конечно, написать километровый свиток, который не смог бы дочитать даже сам профессор Снейп, но я не рискнула бы оттенять настоящих профессионалов.

Как размножаются Малфои (Линор Горалик) "Жанр "фэнфик": потребитель масскультуры в диалоге с медиа-контентом"
http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2003/12/goralik.html

Статья чрезвычайно обширна и написана со знанием дела. Впрочем, нельзя не отметить некую предвзятость и легкий снобизм автора. Кроме того, не являясь фаном, он периодически допускает мелкие фактические погрешности. Тем не менее, этот труд стоит того, чтобы его прочитали.

2. Какие бывают фики и как это безобразие писать/читать?
(жаль, что этому не учат в школе!)

Итак, фики бывают:

- По содержанию:

* Мирообразующие / альтернативные вселенные (alternate universe): Истории, создающие параллельный сюжет, иначе говоря, свою вселенную, живущую по своим, внутренним законам, которых не существуют ни в реальном мире, ни в первоисточнике. Как правило, в таких фиках неизменным остаются только персонажи основного произведения, а все остальное - и мир вокруг них, и сюжетные перипетии, - принадлежит перу автору фанфика. Для обозначения этого типа фанфиков используют аббревиатуры AU или A/U. Что посоветовать автору: альтернативная вселенная - куда большая, чем в любом другом фике, свобода творчества, но и ответственность автора больше. К тому же, привычные места и привычные сюжеты зачастую милее сердцу читателя. К примеру, Хогвартс всем нам роднее и ближе, чем палуба космического или парусного корабля, и войны с Вольдемортом привычнее, чем сражения с белками-мутантами. Но это вовсе не значит, что ваш фик будет обделен вниманием. Поверьте, даже самые странные мирообразующие фики находят своего читателя, это - вопрос индивидуального мастерства. Очень часто авторы начинают с привычных событийных фиков, "зарабатывают" себе аудиторию, и только затем переходят к альтернативе. Пример - сиквел Constance Ice "Гарри Поттер и Лес Теней", который, продолжая сюжетную линию с оригинальными персонажами и Валери Эвергрин, приводит нас в самый что ни на есть авторский мир. Этот жанр привлекает тем, что автор отказывается от "костылей" в виде заранее одобренных читателем элементов основного произведения, и пишет уже на две трети "свою книгу" на свой страх и риск.

* Трагедия (angst): Трагедия, или драма - это история, в сюжете которой заложено эмоциональное напряжение, история, перенасыщенная переживаниями и мрачными событиями. Жанр, тем не менее, классический. Что посоветовать автору: по канону греческой трагедии (а придумали трагедии именно эти ребята!), она должна состоять из таких элементов: описание статичной ситуации, появление и развитие опасной ситуации (здесь вам и нужно вводить свое "яблоко раздора" или же описывать сюжетный поворот, который приведет к трагическим последствиям), сцена развязки-катарсиса и эпилог. Катарсис - неотъемлемая часть греческой трагедии, ради него все и задумывалось. Катарсис - это как небо в алмазах, только совсем наоборот. Эта сцена должна быть самой яркой, самой трагичной и самой напряженной во всем фике, и напряженность должна окончиться взрывом. Греки воспринимали катарсис как очищение души - человек переживает острые, необычайно сильные эмоции, плачет, а его душа, пройдя через это испытание, очищается и воспринимает мир по-новому. Эпилога в трагедии может и не быть, это факультативная часть сюжета. И еще примечание - если для катарсиса вы припасли гибель персонажа настоящей книги, об этом следует предупреждать заранее. В англоязычном представлении это выглядит так: Warning - original character death! Не увлекайтесь трагедиями без особого сюжета, нагромождением драматических событий и непрерывными тягостными раздумьями персонажей.

* Вызов (challenge): Фик, построенный автором на чужой идее или в ответ на чье-то предложение.
Что посоветовать автору: Вызов можно обнаружить в специально отведенной для этого теме, которую по старой доброй традиции так и называют - "Вызов"/"Challenge". Если вы нашли прелестную идею, которую хотели бы прописать в своем фике, следует предупредить читателя о том, что вы отвечаете на чей-то вызов, и сделать это в предисловии (см. ниже), авторском вступлении или в специальном разделе Tribute (см. ниже).

* Продолжение (continuation): Фанфик, который развивает какое-то конкретное событие или сцену с отрытым финалом. Больше здесь, пожалуй, и сказать нечего… Дерзайте!

* Кроссовер (crossover): История, которая представляет собой своего рода "перекресток", на котором встречаются два произведения. Что посоветовать автору: Известны несколько приемов кроссовера: 1) персонажи одного произведения попадают в другой мир (Гарри Поттер неудачно трансгрессирует и переносится в город Ехо; лорд Мерлин Амберский приезжает в Хогвартс преподавать ЗОТС); 2) в произведении действуют персонажи из двух или более различных книг (Поттер и Ко и команда Баффи решают объединить усилия для борьбы с Вольдемортом). Единственное предупреждение - не забывайте о законах логики и используйте ваши "перекрестки" разумно! Если ваш герой попадает из Хогвартса и Средиземье, объясните, как ему это удается. Хорошенько подумайте, прежде чем совмещать "несовместимые" произведения. Потому что если "Секретные материалы" увязать с сюжетом Роулинг еще можно, то "Агент 007" вызовет у вас и ваших читателей слишком много проблем. И уж конечно, кроссовер "Гарри Поттера" и "Карлсона" хоть и возможен, но… Но!

* "Мрачный фанфик" (darkfic): История с рекордным количеством смерти, насилия, жестокости и боли. Гротескные описания и фатальные случайности. Часто заканчивается смертью по крайней мере одного персонажа. Что посоветовать автору: Данное произведение - темная сторона, эдакий страшный брат-близнец обычной трагедии. И потому главный совет - будьте бдительны! Только бдительность в стиле Аластора Хмури спасет вас от падения в глубокую пропасть, над которой фаны прибьют табличку "Внимание: читать этот фик опасно для жизни!!!". Все должно быть в меру. Как писал один известный прибалтийский сатирик, между читателем и писателем есть негласная договоренность - до двадцати трупов не доводить! Иначе читатель, в ужасе клацая зубами, сотрет крамольный файл, отключит свой ПК от электросети, наглухо закроет все двери и окна. И безопасности ради начнет орудовать щеткой под кроватью и под шкафами, найдет там свою любимую и давно потерянную ручку/карандаш/заначку, и на радостях забудет о фике, что вовсе не входит в планы автора… Но если вы все-таки хотите завалить Хогвартс бездыханными телами студентов, не стоит отстреливать их с методичностью маньяка. Придумайте логичную причину для повышенной смертности героев. Хорошо подходит для этой цели нападение УС во главе с Вольдемортом или эпидемия гриппа…

* Филк (filk): Пародия на существующую и, часто очень известную песню, где заменяются слова, но сохраняется оригинальная мелодия. Я поэт, но я не песенник! J Но примером такого творчества являются многочисленные пародийные вариации на тему "Belle", первая из которых была исполнена Петкуном/Голубевым/Макарским… Эх…

* ПВП (PWP): Полное название - Plot? What Plot?, что переводится как "Сюжет? Какой сюжет?". Реже, но встречается также вариант Porno Without Plot - "Порно без сюжета". Это история, написанная исключительно ради создания сексуального приключения без сюжета и отвлеченных событий; иногда авторы фиков, исходя из первого варианта названия, пишут под этой аббревиатурой "комедию абсурда". Не спрашивайте у меня совета - никогда не пробовала писать в этом жанре.

* Round robin: Не уверена насчет перевода. Фик, разные части которого написаны разными авторами.

* Глупый фик (sillyfic): Юмористический фик-пародия. Возможно, комедия абсурда, то есть история, которая изначально бессмысленна и не связана логичным сюжетом.

* Слэш (slash): Фик, в котором описывается романтические или сексуальные отношения персонажей одного пола. Если ваш фик не относится к романтическим, и описать эти самые отношения - не единственная ваша цель, это скорее дополнительное определение жанра. Сам же фик может быть драмой или кроссовером. Но обозначать слэшные фики обязательно - не все читатели готовы воспринимать однополую любовь.

* Фик-песня (songfic): История, в основе которой лежат слова песни или которая построена вокруг них. Ну… вы же умные люди, придумайте что-нибудь!

* Романс (romance): Перевод не вполне точный, зато хоть можно отличить от названия литературного жанра - романа. И произведение это изначально ориентировано на развитие именно романтических отношений между некоторыми, а иногда и всеми персонажами. Проще говоря, перед нами мелодрама с элементами фантастики. Что посоветовать автору: Романтические истории стары как мир, и примером, а также наглядным пособием для вас может оказаться любое классическое произведение. Канонов здесь нет, кроме одного правила - не обманывайте читателя. Если вы отнесли свое произведение к этому жанру, оно ну никак не может смахивать на "мрачный фик". Так же, как и не может относиться к альтернативным вселенным. Да, в этой самой вселенной ваших героев может охватить вечное чувство, но тогда придется выбирать - мелодрама или масштабная история с приключениями, опасностями и элементами восточных единоборств. Романтическим фикам свойственное не воинственное, а мелодраматическое повествование. Опять-таки, эротика не мешает романсу, но чрезмерное ее количество превращает фик в ПВП. Смотрите телевизор, читайте романы (необязательно женские), и вдохновение вас настигнет.

* Виньетка (vignette): Короткая история, которая содержит всего один ключевой элемент (монолог, размышление, небольшое событие, описание чувств персонажа в конкретный момент) и часто одно действующее лицо. Что посоветовать автору: Виньетка, как это и следует из названия, произведение скорее художественное. Здесь главное - образность, отточенный язык и красочные описания. Не менее важными являются также игра слов, необычные сравнения, повествование в стиле психоделики или потока сознания. Потому, если с художественным стилем и умением растекаться мыслью по древу у вас не все в порядке, а грамотность оценена государственной оценкой "удовлетворительно", виньетки вам не вить. Ограничьтесь боевиками или пародиями.

- По структуре:

* Сиквел/продолжение (sequel): Продолжение или развитие идеи фанфика, своего или чужого. Во втором случае обязательно следует получить разрешение от автора фика-приквела.

* Приквел (prequel): Этот тип фанфика встречается довольно редко. Это своего рода первая часть основного фика. Легче объяснить на примере - вы написали историю о том, что происходит в далеком или не очень далеком будущем. История имела большой успех, вас засыпали вопросами о том, что было до того, как вы поставили первый символ на чистой странице своего текстового редактора. И вы решаетесь написать предысторию, чтобы объяснить, как ваши персонажи или персонажи Джоан Роулинг дошли до жизни такой. Допустим, если бы Роулинг начала свое творчество с книги, в которой описывала бы Гарри, Рона и Гермиону как отважных ауроров и борцов с мировым злом, книги об их школьной жизни были бы приквелами к этой истории. Сейчас чаще можно встретить фики-приквелы к книгам о Гарри Поттере - это многочисленные истории о юности Мародеров, о том, как Северус Снейп стал Упивающимся Смертью, о жизни Тома Риддла.

* Серийный фик (series): Это фик, который состоит из нескольких историй / эпизодов, зачастую имеющих свой сюжет. Не является серийным фик, который разбит на эпизоды или части в силу своей структуры. Серийный фик состоит из законченных фиков, которые появляются в разное время. Спорным является вопрос, можно ли считать серийным фик, который состоит из двух частей - изначальный фик + сиквел/приквел. Согласно укоренившейся привычке, в серии должно быть не меньше трех частей. Можно больше.

* Отдельный фик (standalone, s/a): Фик, который не входит в серию. Это обозначение ставят авторы, знаменитые именно серийными фиками, чтобы подчеркнуть, что данный фик не относится к сюжетной линии одной из серий. Если на странице автора есть разделы Series и Standalone, вы точно не ошибетесь.

3. РЕЙТИНГ



Рейтинг - это такая табличка, назначение которой - предупреждать кого попало о "взрослости" вашего фика. Есть фики, которые можно читать всем, а есть и такие, которые не предназначены для "неподготовленных" людей.

Система рейтинга такова:

* G: General. Этот фик можно читать всем, кто читать умеет. Ограничений по возрасту или степени психической устойчивости нет.
* PG: Parental Guidance, что означает: с разрешения родителей - сколько угодно! Умеренное использование ругательств, эротических сцен без подробностей, а также жестокости и насилия.
* PG-13: Перевод аналогичен предыдущему рейтингу, а цифра указывает, что читать нужно с разрешения родителей, детям но не младше 13 лет. Наличие сцен насилия, ругательств, эротические сцены могут быть прописаны с некоторым количеством подробностей, еще не шокирующих читателя, но создающих определенное настроение.
* R: Rated! (Restricted). Фик не рекомендован для прочтения аудиторией младше 16 лет. Такой фик затрагивает "взрослую" тематику: "графические", то есть детально прописанные эротические сцены, самоубийство, гомосексуальность, описания пыток или насилия.
* NC-17: No children. Фик запрещен для прочтения лицами, не достигшими 17 лет. Содержит эротические сцены, носящее порнографический характер, чрезмерная жестокость. Смерть одного и более персонажей, прописанная с подробностями, входит в этот рейтинг.
Это лишь приблизительная схема. Есть множество нюансов, позволяющих варьировать фики от R до NC-17. Иногда довольно трудно понять, относится ваш фик к PG или к PG-13. И на каком фике можно ставить заветное G? Система рейтингов взята с зарубежного сайта и потому довольно условна. Все очевидно, что навряд ли родитель будет перечитывать фики, которые требуют его родительского разрешения. Критически оцените свой фик и подумайте - дали бы вы его читать своему ребенку? А если бы дали, то с какого возраста? И еще. Рейтинг является вашим пропускным билетом для сайтов, публикующих фанфики. Есть сайты, которые не размещают фики с рейтингом NC-17. Не стоит ставить на свой фик заниженный рейтинг, рассчитывая на то, что хозяин сайта его читать не будет. Любой посетитель имеет право пожаловаться на вас администратору. Более того, в зарубежной Сети за такие шуточки ваш ip может быть внесен в черный список без права когда-либо постить с этого ip фики или размещать сайты. С другой стороны, есть сайты, которые охотно подбирают подобные фики. Там собирается определенная аудитория, которая знает, чего ждет от фиков. Следуйте золотому правилу рейтингования - здесь лучше перебдеть. И последнее. Рейтинг фика может меняться в зависимости от сюжета. Если вы заранее знаете, какой оборот примут события - ставьте рейтинг сразу. Если же пишете по наитию, как только ваш фик вышел за рамки рейтинга, меняйте его.


* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

САМОВВЕДЕНИЕ И МЭРИСЬЮИЗМ (SELF-INSERTION AND MARY-SUE-ISM)

Bast! aka Sebastian (http://enterprise.mathematik.uni-essen.de/~bastian)
Перевод с английского Dirty Nue (hisstory@mail.ru)

Я постоянно слышала, что описание своего образа - бич фанфикшенов, и рассказы, где встречается это явление - плохи по определению. Я тоже в это верила - почти целых полгода.
По сути дела, если бы это была правда, осудить пришлось бы все фанфикшены. Во всех героев, которых мы описываем, мы вкладываем частичку себя. Это единственный способ оживить персонажи. Если мы не вкладываем в них себя, они окажутся в лучшем случае незапоминающимися плоскими фигурками. Трюк в том, чтобы правильно смешивать собственные черты в разных пропорциях, чтобы герои не становились бездумными копиями нас самих.
Это легко, когда речь идет о фанфикшенах, так как характеры и отношения персонажей уже определены. Сложнее с новыми героями - они должны быть уникальными, и у нас нет готовой модели для их создания. Это приводит к распространенной ошибке, а именно: новый персонаж автоматически наделяется характером автора.
Фрейд полагал, что самовведение лежит в основе вообще всей литературы, и все сюжеты есть исполнение желаний автора. Единственное различие в том, насколько успешно он маскируется, прикрывая это социальной ценностью произведения. В широком смысле, с этим нельзя не согласиться. Таким образом, во всех персонажах имеется немного самовведения, и то, что мы называем самовведением, есть только преувеличенная степень нормального и полезного литературного приема. Это хорошо, если используется в меру. Так почему же явное самовведение принимается так негативно?
Ответ - "мэрисьюизм". Термин произошел, вероятно, от ранних фанфикшенов по сериалу Star Trek. Обращусь к Мелиссе Уилсон, которая написала отличный "Тест на Мэри-Сьюизм" (http://missy.reimer.com/library/marysue.html и Путеводитель Доктора Мерлина по фанфикшену" (http://missy.reimer.com/library/guide.html): Вы уже знаете Мэри Сью. Мэри Сью - веселое, яркое, полезное шестнадцатилетнее создание, лучик света на корабле. Весь корабль любит Мэри Сью, потому что Мэри Сью хороша во всем. Мэри Сью - инженер, врач, хороший лидер, превосходный повар и, как правило, прекрасная певица. У Мэри Сью часто проявляются особые дарования, например телепатия, предвидение или магические способности. Если Мэри Сью очень юна, она часто дочь одного или двух известных персонажей. Если она постарше, то она обычно оказывается к концу в постели с любимым героем автора. Ее имя - часто первое или второе имя автора, или его ник в интернете, или любимое прозвище. В конце истории Мэри Сью выходит замуж за выбранного героя, принимая всеобщие поздравления и восхищения, либо же умирает, сопровождаемая глубоким трауром. Читатель, со своей стороны, только рад.
Если Мэри Сью - девушка, то это веселая, всеобщая любимица, которая никогда не страдает ПМС и служит источником вдохновения для всех вокруг. Если герой этого типа мужского пола, он - задумчивый, любящий уединение тип, совершенно не обращающий внимание на славу, от которой у него одни неприятности. Притом что у него прекрасно получается все начинания, даже когда он игнорирует общепринятые правила. В конце он получает уважение всех авторитетных фигур.
У него также случаются ужасные приступы вины из-за вещей, в которых не было его ошибки и которые он вообще не мог контролировать. Все вокруг знают, что он ни в чем не виноват, но он настаивает на своих мучениях и тоскует все ночи напролет. Это дешевая уловка, чтобы найти причину для тоски, переоценки ценностей и глубокой задумчивости совершенно без причины, только чтобы наложить на героя ответственность за что-то неправильное. Часто это используется, чтобы герой стал необщительным и презираемым, из-за того что он замучен виной или морально травмирован. Мэри Сью не может сделать ничего даже отдаленно плохого без целой кучи объяснений и оправданий.
Некоторые авторы думают, что они могут избежать обвинения в мэрисьюизме, заставляя своих героев страдать. Частый результат - утомительные мучения, сопровождаемые потоками жалости к себе и сочувствия других персонажей. Читателям это надоедает так же, как и постоянное исполнение желаний героя, потому что по существу это одно и то же. Во всех этих "страданиях" отражается старая добрая фантазия: "Когда я умру, вы все пожалеете, что плохо ко мне относились".
Другое характерное оправдание "мэрисьюистов": "Эта героиня не я, она просто напоминает меня, разговаривает как я, носит мое имя и делает все то, что мне хотелось бы делать" (Да, это именно так). Или: "Моя героиня не идеализированное олицетворение - она переняла кучу недостатков". Или: "Она не совершенна - есть очень много вещей, которых она не умеет". К сожалению, под "недостатками" часто понимается: "Она слишком сильно заботится о своих друзьях" или "Он пытается все делать как можно лучше, на грани возможностей". И под вещами, которые она "не умеет делать", понимается неумение играть на банджо, чтобы спасти свою жизнь, и другие навыки, которые не играют роли в сюжете. Проблема с явным самовведением состоит в том, что в многих случаях автор использует его, потому что он или она просто больше ничего не умеют. И автор, у которого не хватает воображения создать персонаж иной, чем собственная копия (слегка улучшенная, конечно) скорее всего попадет в западню мэрисьюизма. Самовведение - это не причина появления плохих рассказов, но обычно у них один общий источник.
Это также означает, что автор, который знает, что делает, может использовать самовведение, и его рассказ необязательно получится плохим. Я читала несколько очень хороших рассказов с явным самовведением, но оно было управляемым, и мэрисьюизм там не вызывал раздражения.
Автор приключений Мэри Сью работает на простом принципе: он хочет, чтобы его любили, так что он делает любимым своего героя. Все главные персонажи хотят быть его друзьями, и автор ожидает, что читатели почувствуют то же самое. К сожалению, этого не происходит. Читателям не нужен персонаж, которого они могут любить, им нужен тот, с кем они могут себя отождествлять. Причина, почему мэрисьюизм так раздражает, в том, что никому не нравится видеть кого-то, чьи мечты всегда и во всем сбываются. Наиболее успешные истории - те, где читатель может поставить себя самого на место главного героя. Но Мэри Сью создана не для них, а для автора - такой, какой хочет видеть себя автор со стороны.
Как побочный эффект, Мэри Сью часто отодвигает на задний план главных персонажей. Через секунду после появления Мэри все вокруг превращаются в ее поклонников. Жизнь остальных персонажей показывается постольку, поскольку это касается Мэри, и никакого развития характеров не происходит без того, чтобы это ее каким-либо образом не касалось. Главные герои становятся фоном, кроме разве что особых симпатий автора - им позволительно стать близкими друзьями (или возлюбленными) Мэри Сью. История, в общем-то, перестает быть фанфикшеном.
Опять же, самовведение хорошо работает, пока автор сохраняет целостность истории и позволяет другим персонажам жить собственной жизнью, отдельно от Мэри Сью. Никто не хочет читать фанфик, где его герои танцуют под дудочку Мэри Сью. Они должны играть не эпизодическую роль и оставаться главными действующими лицами их собственных историй. Короче говоря, самовведение - не бич фанфикшенов. Оно может быть интересным, как любой другой тип истории - при условии, что автор знает, что делает, и знает, как избежать мэрисьюизма в его худших формах. Мэрисьюизм не ограничен самовведением, и самовведение - не обязательно мэрисьюизм, но они следуют друг за другом, если это вовремя не предотвратить.
Я попробую дать вам несколько моих личных рекомендаций. Я не буду вдаваться в подробности. Есть много других эссе, где гораздо подробнее рассказано о мэрисьюизме и о том, как его избежать, так что я ограничусь теми, которые я нахожу наиболее раздражающими. Также я расскажу о том, как, по моему мнению, различать самовведение и мэрисьюизм.
Самая важная рекомендация - будьте честны. Если в этом персонаже вы описали себя, признайте это. Не тратьте впустую силы, чтобы это скрыть. Лучше направьте их на то, чтобы сделать рассказ интересным и оригинальным. Расскажите его так, как никто не рассказывал прежде. Читатели должны иметь возможность идентифицировать себя с персонажем, поставить себя на его/ее место. Только тогда вы выполните их желания, а не заставите смотреть на чужие.
Другая составляющая честности в самоописании: когда желания героя/героини исполняются, они должны радоваться этому. Если вы напишете об их раздражении и тоске, это будет выглядеть нечестным и неестественным с точки зрения читателя. Могут иметься обратные стороны медали, которые откроются позже, но в реальности никто бы не увидел их сразу, когда он еще ослеплен успехом. Вместе с большой властью приходит большая ответственность, но, добившись цели, любой нормальный человек обычно кричит "Урааа! Великолепно! Дааа!"
Никогда - никогда! - ни на секунду не думайте, что можете позволить себе мэрисьюизм, если вы "совмещаете" его с драмой, развитием характера или тоской. Вы не можете совмещать мэрисьюизм. Он становится только более очевидным и раздражающим в контрасте. Кроме того, половина вещей, которые, по идее, направлены против мэрисьюизма, часто им же самим и оказываются.
Особенно избегайте ложной вины, описанной выше. Если вы хотите, чтобы ваш герой имел нечистую совесть или мятежную душу, чтобы потом иметь возможность обрести душевный покой, пусть он/она на самом деле сделают что-то неправильное и будут по-настоящему виноватыми. Если вы не можете вынести мысль, что ваша героиня на такое способна, то не беспокойте нас притворными жалобами.
Когда Вы создаете нового героя (при помощи самовведения или нет), подумайте немного о его взаимодействии с персонажами и историей. Вам нужен этот новый герой, чтобы поддержать рассказ, или вы пишете рассказ, чтобы он служил фоном для вашего героя? В последнем случае попробуйте придумать объяснение, почему он заслужил такую честь. Если ответ будет: "Потому что он такой хороший, что людям захочется о нем читать", - то, скорее всего, вы создаете Мэри Сью. Основывать всю историю исключительно на одном персонаже - дело ОЧЕНЬ трудное, так что лучше оставить эту работу профессионалам. Наконец, как вы реагируете на критику в адрес вашей героини? Если вы отвечаете на нападки (в том числе утверждения, что он или она - Мэри-Сью) так, как будто это личные обвинения в ваш счет, вы должны признать, что вы довольно явно отождествляете себя с вашим персонажем. Возможно, слишком явно, чтобы объективно судить о его/ее роли и значении в вашей истории.

Хостинг от uCoz